Обезьяна |
Главная | Новости | Контакты | Обратная связь |
Искусственная коммуникативная система После ряда неудачных попыток создать искусственный (неакустический) язык перешли к намагниченным пластиковым жетонам различной формы, обозначавшим слова. Они располагали жетоны в определенном порядке на вертикальной магнитной доске, и Сара могла «высказываться» сама, также помещая на эту доску соответствующие жетоны. По своей конфигурации жетоны никак не напоминали те предметы и действия, которые они обозначали. Например, названием яблока служил треугольник, а слово «фрукты» обозначалось другим, столь же произвольным жетоном. Наряду с этим имелись и жетоны, обозначающие абстрактные понятия: например, знак просьбы, знак условия(«если... то»), знак отрицания, знак «называется» и т. п. Сара освоила 120 таких знаков, могла выполнять задания и отвечать на вопросы, используя комбинации из нескольких жетонов. В отличие от Уошо, Сару сразу обучали построению строго структурированных фраз, например, «ЕСЛИ САРА ПОСТАВИТ ЧАШКУ НА СТОЛ, ТО МЕРИ ДАСТ ЕЙ ЯБЛОКО», «ПОЛОЖИТЬ КОРИЧНЕВЫЙ (а затем и другие цвета) ДИСК НА КРАСНый ПОДНОС». В связи с такой установкой процесс обучения Сары происходил как типичная выработка дифференцировочных условных рефлексов, требующая сотен сочетаний при постоянном пищевом подкреплении. Еще одна особенность состояла в том, что эти предложения не были коммуникативными по своей природе и никаких спонтанных «высказываний» Сара не делала. Эта система знаков оказалась менее продуктивной, чем амслен и йеркиш, и не получила распространения. Впрочем, Д. Примэк ставил перед собой цель не столько создать искусственную коммуникативную систему, сколько найти пути для исследования наиболее сложных когнитивных процессов у шимпанзе в сопоставлении с процессами, лежащими в основе речи человека. В начале 1980-х годов он сформулировал программу поиска аналога этих процессов у животных и сосредоточился на изучении разных сторон интеллекта шимпанзе и его сравнении с интеллектом детей. Могут ли обезьяны говорить --- Языки приматов --- Когнитивные способности приматов --- Интеллект животных --- Наблюдения Дарвина --- Воспитание жестов --- Эксперименты с Гамадрилом --- Операция обмена --- Развитие средств общения --- „Указательный" жест --- Обучение жестам --- О терминах --- Аналог человеческого языка --- Критерии Хоккета --- Уровень обобщения --- Преднамеренность коммуникаций --- Виды языков-посредников --- Искусственная коммуникативная система --- Язык йеркиш --- Языковые эксперименты
|
© 2014 allmonkey.ru Все права защищены. |